Главная Фотографии Информация о школе Вход Регистрация
Меню сайта
Категории раздела
Словарь [2]
Как завязать пояс [1]
Система поясов в каратэ-до сётокан [1]
История [5]
Основные принцыпы БУСИ-ДО [1]
Погода в Волхове
Волхов
Главная » Статьи » Теория » История

Происхождение каратэ
                                                                                                                     Когда родилось каратэ, не знает никто.
                                                                                   И вряд ли это когда-нибудь станет известно.
                                                                                                     Фунакоси Гитин
 

О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.

В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.

Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.

Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.

В 1392 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из 36 китайских колонистов (так называемые «36 принявших подданство»), имевших задание распространять среди местного населения начала знаний по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремеслам. С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Именно от китайских колонистов, согласно одной из версий, местное население узнало о боевых искусствах Китая.

Существует и другая точка зрения, согласно которой каратэ не было перенято на Окинаве из китайского кулачного искусства, а зародилось и развивалось на Окинаве. Кое-кто считает, что каратэ - исконно окинавское воинское искусство, к которому китайское кэмпо очень немного прибавило. Конечно, с тех пор как на Окинаве поселились люди, легко себе представить, что там существовали какие-то виды рукопашного боя. Их в известном смысле тоже можно считать предками современного каратэ, но с такой версией древнего происхождения трудно согласиться. Уже то, что большинство терминов современного каратэ происходят от старокитайских, свидетельствует: определять каратэ как исконно окинавское бу-дзюцу - явное преувеличение.

Одним из факторов развития окинавского каратэ явился проводившийся на острове политический курс на запрещение оружия. Первый запрет на оружие датируется 1429 г., когда король Сё Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, скрывавшихся в лесистых горах острова, что, по мнению некоторых аналитиков, вынудило многих крестьян искать спасения в боевых искусствах. Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.

Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.

В конце ХIХ и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее авторитетными были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906), Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.




Фунвкоси Гитин (Таминакоси, 1868-1957 гг.), который родился в первый год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912) в королевской столице острова Окинава - Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи, обучался двумя популярным в то время стилям окинавского каратэ, или тотэ, Сёрэй-рю и Сёрин-рю. Впоследствии он объединил и модифицировал эти два стиля. Фунакоси Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоси пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.
  Фунакоси отступает от древних традиций, и вводит в каратэ японскую терминологию, изменяет названия отдельных техник и Ката. Тоже касается и самого названия Каратэ. 
Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» - «рука». Современный мастер искусства каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом "кара" ("Китай"). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф "Китай". А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый - "пустота". Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров». Тем самым Фунакоси устранил «китайский след» в названии, и внёс некоторый философский смысл, связанный с буддийской концепцией пустоты. В 1935 году был организован «Всеяпонский комитет по Каратэ», который принял решение построить в Токио первое японское Додзё Каратэ. В начале 1936 года строительство Додзё было завершено, и Гитин Фунакоси в возрасте 68 лет впервые открыл его двери. В знак благодарности к своему учителю, ученики Фунакоси назвали это Додзё – «Сётокан». (Додзё мастера Сёто) Иероглифы  «Сё» и «То» (буквально означают – сосны и волны) описывают звук ветра, шелестящего в верхушках сосен. Фунакоси очень любил природу, и этот шорох, он рассматривал как, своего рода, божественную музыку. Поэтому ещё в детстве он взял себе литературный псевдоним «Сёто», который ставил под своими стихами, более известный в то время на Окинаве, чем его настоящее имя – Фунакоси.
 
 
Сын основателя Сётокан-каратэ, Фунакоси Ёситака или Гиго, ввёл в технику каратэ удары ногами по верхнему уровню и соревновательную практику, отсутствовавшие в окинавском карате. Фунакоси Гитин большое внимание уделял ритуалу, строгому соблюдению норм и следованию установленным правилам. Это вместе с заменой окинавских терминов японскими и замалчиванием китайских корней каратэ имело целью сделать каратэ составной частью Будо, пронизанного японским национальным духом, основанного на самурайской культуре и традициях. Под влиянием основателя дзю-до мастера Дзигоро Кано, Фунакоси ввёл новое название : каратэ-до — «Путь каратэ» и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Фунакоси Гитин подчёркивал тот факт, что каратэ-до является не только боевым искусством, но и по аналогии с дзю-до, системой физического и духовного воспитания. Именно поэтому Сётокан каратэ-до называют самым академическим стилем японского каратэ, несущим дух Будо, в отличие от модернистских стилей каратэ, появившихся в последнее время, возможно более практичных, но являющихся по сути всего лишь системами рукопашного боя.
Категория: История | Добавил: Setokan (14.11.2012)
Просмотров: 2862 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88
Наши друзья
Центр общественной безопасности "Волк"
МЛБИ
РСБИ
Ассоциация Боевых Искусств "TOYAKWAI"
Special Forces Combat Karate Russia
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0